Невербальные компоненты агрессивных высказываний

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Невербальные компоненты агрессивных высказываний

Страница 2

Неосознаваемые жесты сопровождают как намеренные, так и реактивные, защитные агрессивные высказывания. Однако в любом случае подобные жесты, усиливая агрессивное содержание высказывания, также способствуют нанесению коммуникативного и психологического урона жертве - могут вызвать страх, неуверенность, обиду, отказ от продолжения общения и т.п.

Другой возможный подход к изучению и описанию агрессивных жестов - исследование их стандартного набора и возможных вариантов для тех или иных речевых жанров, где имеет место вербальная агрессия. Одной из очень немногочисленных попыток реализации такого подхода к исследованию жестов, сопровождающих агрессивные высказывания, можно назвать статью Я.А. Покровской, в которой выделяется несколько групп оскорбительных жестов, а именно:

- жесты, сигнализирующие о какой-либо эмоции, негативно влияющей на адресата (безразличии, скуке, нетерпении, высокомерии, презрении и т.п.);

- символические жесты-оскорбления;

- "нецензурные" жесты, аналогичные по значению и функционированию нецензурной лексике языка.

Как показывают наши визуальные наблюдения за речевым поведением изучаемой возрастной группы, типичные "сопроводительные" или "сопутствующие" жесты можно выделить и для других форм вербальной агрессии. Например, типичным жестом угрозы является сжатая в кулак рука; для насмешки характерны издевательские поклоны, аплодисменты, рукопожатия; грубое требование часто сопровождается указательными жестами; грубый отказ подкрепляется "фигой" и т.п.

Агрессивные высказывания часто сопровождаются также характерными позами, которые, как правило, подразделяют на наступательные и оборонительные, защитные. К наступательным можно отнести угрожающую позу - руки на поясе, откидывание или, напротив, наклон вперед туловища. В этой позе могут произноситься также намеренные оскорбления, категорические требования, враждебные замечания и другие инициативные агрессивные высказывания. Реальные примеры - позы учителя в ситуациях VI, VII, IX, XIX, XX; поза ученика, отстаивающего свое место за партой в ситуации XIV и ряд других.

Оборонительной может быть поза, выражающая отказ как реакцию на предшествующее проявление вербальной агрессии или протест против агрессивного речевого поведения собеседника - поворот спиной; вытянутые вперед, в направлении агрессора руки с поднятыми ладонями; опущенная голова, сутулость, втянутая грудная клетка и т.п. Примеры - поза протестующей против индивидуального задания ученицы в ситуации IX; поза ученика, протестующего против замечания учителя в ситуации XX и др.

Отдельно следует рассматривать позу, выражающую презрение - тот же поворот спиной, который, однако, может сопровождать проявление как оборонительной, так и инициативной речевой агрессии. Примеры - отклонение учителем корпуса назад при небрежном напоминании задания классу (ситуация I); поза ученика, бросающего презрительно-враждебное замечание однокласснице (ситуация XI) и др.

Анализируя особенности мимики коммуникантов в ситуации вербальной агрессии, необходимо, на наш взгляд, вначале выявить ведущую эмоцию (или определить эмоциональное состояние) каждого участника данной ситуации общения и соответствующую ей мимику, а затем уже пытаться устанавливать их связь с конкретным агрессивным высказыванием. Основанием для этого является тот очевидный факт, что именно эмоция, а не высказывание, изначально определяет любое мимическое движение. Подобный подход, в свою очередь, дает возможность более глубокого понимания каждого отдельного проявления речевой агрессии, поскольку позволяет устанавливать связь агрессивного высказывания и негативной эмоции.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и соверш ...

Урок как основная форма организации учебной работы
Классно-урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике. В этом смысле урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (40 мин), заранее составленное их расписание и организаци ...

Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений
Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых – улучшение качества профессионального образования. Одним из о ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru