2. Обострение в подростковом возрасте психологического дискомфорта при попадании в ситуацию фрустрации и более частое создание таких ситуаций (подробно - см. анализ фрустрационной концепции агрессии).
3. Временная гиперфункция или гипофункция одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции:
- Гиперфункция уровня стереотипов, который характеризуется возникновением примитивной эмоциональной избирательности в контакте с окружающим, стереотипностью поведенческих реакций, яркой окрашенностью эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием. При гиперфункции этого уровня происходит "увеличение активности в удовлетворении потребностей и, как следствие, фиксация на отрицательных впечатлениях, их слишком острое переживание", что может провоцировать агрессию, в частности вербальную.
- Гиперфункция уровня экспансии, особенностями которого являются развитие уровня притязаний, создание опыта успехов и поражений, восприятие гнева и агрессии как угрозы существованию субъекта. Именно на этом уровне "агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему" и приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Поэтому в случае гиперфункции этого уровня возрастает потребность в драматизации отношений с миром и, следовательно, склонность к ссорам, конфликтам, агрессивным высказываниям.
- Гипофункция уровня эмоционального контроля, "отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе", налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку (эмпатики). При ослаблении этого уровня наблюдается и ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения, что, в свою очередь, тоже приводит к проявлениям вербальной агрессии, которая начинает восприниматься говорящим адекватная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).
Основные биологические причины агрессии вообще и вербальной агрессии в частности (врожденность агрессивности, стремление к доминированию как неотъемлемые и необходимые качества активности и адаптивности личности) подробно рассмотрены в разделе 1.1.
В целом анализ причин речевой агрессии в аспекте настоящего исследования можно представить в виде следующей схемы:
Рассмотрим теперь основные мотивы, вызывающие или провоцирующие вербальную агрессию в конкретных речевых ситуациях. При этом следует отметить многообразие этих мотивов, обусловленное, в свою очередь практически неограниченным числом возможных коммуникативных ситуаций; существование в научной литературе различных подходов к анализу мотивов речевой деятельности и речевого поведения. Все это не позволяет классифицировать мотивы речевой агрессии на едином основании.
Так, А.Н. Леонтьев связывает понятие "мотив" с понятием "потребность" и выделяет основные мотивы речевой деятельности с точки зрения степени их личностной значимости, важности для субъекта: смыслообразующие мотивы, которые, "побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл" ; мотивы-стимулы, играющие "роль побудительных факторов"; порой остро эмоциональны, аффективны, лишены смыслообразующей функции.
Согласно предложенной А.Н. Леонтьевым классификации, можно гипотетически предположить, что основными мотивами проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут мотивы, связанные со следующими потребностями детей:
- потребность в самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др.;
Прочие статьи:
Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...
Двигательный режим учащихся. Организация самостоятельных занятий
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечнососудистой и д ...
Сущность заикания
Заикание - мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у сво ...