Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.
Получение знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок, фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Но этот образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме или телепередаче, отражает, копирует действительность или, как принято теперь говорить, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал подается и наибольшей простотой и доступностью для восприятия.
Все богатые выразительные средства различных видов искусств (изобразительного, кинематографа, театрального, драматургического, телевидения и др.) привлекаются для того, чтобы учебное экранно-звуковое зрелище было эффективно и достигло учебно-воспитательной цели. При создании кинофильма, диафильма, телепередачи стремятся не только выразительно и доходчиво, но и занимательно построить эпизод, применить неожиданность в монтаже, в композиции кадра, стремятся к наибольшей выразительности крупных планов, определенному ритму и одновременному воздействию голоса диктора, слова действующих персонажей и, наконец, музыки. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя, определяет возникновение непроизвольного внимания учащихся, что содействует непроизвольному запоминанию материала. А такой характер усвоения, как известно, наиболее надежен.
Прочие статьи:
Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень
готовности к школе
Теоретический материал, изложенный в первой главе, послужил основой для разработки коррекционных упражнений повышения уровня готовности к школе ребенка через сформированность психомоторных функций. Объект: познавательная сфера у младших школьников. Предмет: сформированность психомоторных функций мл ...
Изучение свойств действий над числами
Урок 8 Тема урока: Свойства действий над числами Цели урока: а) образовательная: повторить основные свойства сложения и умножения чисел; научить применять эти свойства при вычислениях наиболее рациональным способом; повторять и закреплять правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональны ...
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...