5) В волшебных сказках на первый план выступает героическое начало. Дети-герои мужественно ведут активную борьбу со злом и выходят из нее победителями. Сестренка спасает братишку от Бабы-Яги, Ивашечка губит ведьму и возвращается к родителям. Композиция этих волшебных сказок определяется происходящей в них борьбой маленького героя со злыми силами природы или общества и чаще всего приобретает форму противопоставления образов.
Контрастные положительные и отрицательные образы особенно заметны в сказках, где смелой и трудолюбивой героине противостоят ее ленивые и дерзкие сестры («Морозко», «Сказка о наливном яблочке и серебряном блюдечке»). В других сказках контраст выступает как противопоставление маленького отважного героя большому по сравнению с ним чудищу (девочка и Ба-ба-Яга, Ивашечка и ведьма).
6) В сказках детей начинает привлекать уже и лирическое начало. Оно особенно заметно в таких сказках, как «Снегурочка» и «Сестрица Аленушка». Во многих сказках на первый планвыступают не действия, поступки героев, а их переживания: тоскуют бездетные дед и баба; скрепя сердце выполняет распоряжение вздорной жены отец девочки, отвезенной в лес. Вводятся пейзажи, очень сжатые, немногочисленные, но с ярко выраженной эмоциональной окраской: «День идет, солнце печет, жар донимает, пот выступает» («Сестрица Аленушка»).
По тематике и стилистике сказки, использующиеся на уроках литературного чтения в 1 классе можно разделить на несколько групп: сказки о животных и волшебные сказки.
1. Сказки о животных. В этих сказках нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы – хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов – социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Для формирования нравственных понятий на уроках литературного чтения используются следующие методы и формы
работы с художественным словом (по О.Л. Кабачек).
Анализ художественного текста
– самый сложный, но необходимый вид работы с первоклассниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее. Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.
При работе с детьми такого возраста используется только один вид анализа – «вслед за автором», то есть тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, детей можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.
В первом классе при анализе текстов можно использовать вопросы аналитического
характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?».
Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.
Ребенку нельзя задавать так называемые двойные
вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание учеников, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.
Вопросы для анализа текста следует продумывать заранее.
Для анализа выбираются небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их в памяти. Сюжеты должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них – яркими, неординарными. Хорошо, если книга иллюстрирована: иллюстрация могут помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл .
Прочие статьи:
Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель
: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у дете ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в . детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организ ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового
возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...