Специфика профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения

Статьи об образовании » Деятельность преподавателя среднего специального учебного заведения » Специфика профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения

Страница 2

Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью студента, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.

Данное требование, являясь необходимым условием любого педагогического процесса, особенно актуально в сфере профессионального образования, имеющего дело с человеком, обладающим не только своими психофизиологическими особенностями, но и особой социальной позицией, отличающейся от позиции школьника. Профессиональный выбор, осуществленный студентом при поступлении в профессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию как будущего профессионала: обучение воспринимается с точки зрения реализации жизненных задач молодого человека, чем значительно изменяется мотивация обучения, повышается доля самостоятельной работы в его процессе. Вместе с тем, вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новыми задачами (освоение профессиональной деятельности) и имеющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобных отношений в школе. Сам путь профессиональной подготовки диктует очень быструю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он должен перестать быть школьником, а к его окончанию - студентом. Все это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.

Особое значение приобретает с этой точки зрения педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать восприятие личности студента как самоценности, отношение к нему как к активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений, т.е. отношений сотрудничества в совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность преподавателя и студента, становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс освоения профессиональной деятельности: усвоения необходимых для ее осуществления знаний и способов деятельности, а также развития профессионально значимых личностных свойств и способностей. Таким образом, сущность педагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразовании личности».

«Перевод» студента в субъектную позицию становится возможным в таком педагогическом процессе, в котором преподаватель выступает прежде всего как организатор, менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, заключается в том, что она является преимущественно управленческой, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся под деятельность обучащихся. Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную деятельность студентов.

Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач, которые необходимо решать. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, пестования и взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных основ обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Изучение закономерностей размножения и развития организмов
Изучая тему «Размножение и развитие организмов», наряду с использованием готовых микропрепаратов для наблюдения деления клеток, митоза, мейоза и прорастания пыльцы, для ознакомления со спецификой отдельных хромосом и кариотипа, а в особенности для демонстрации различных форм размножения можно широк ...

Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru