Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга (Эриксон Э.).
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Успехи в среде сверстников ценятся более всего.
Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность, общение сочетается с нежной привязанностью и обожанием.
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Позднее отношения усложняются, исчезает непосредственность в общении (Выготский Л.С.).
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении танцев, кино, театров и т.д. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений.
В подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. Очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни.
В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. В речевой культуре необходимо уметь не снижать своего верхнего уровня. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника (Чернышев В.И.).
Дж. Брунер подчеркивает роль школы в формировании независимых подростков, оторванных от непосредственной ситуации способов мышления, обусловленных отделением слова от обозначаемой вещи и повседневной действительности. Освобождение от вербального реализма приводит подростка в реальность самого языка. Говоря о верхнем уровне речевого развития у подростков, следует не забывать, какую огромную дистанцию проходят эти подростки в сравнении со своими далеко отставшими сверстниками.
Э. Сепир отмечал, что «реальный мир» в значительной мере строится на основе языковых норм данной группы. Эта мысль подтверждает с особой прозрачностью характер общения неформальных подростковых и молодежных групп. В таких объединениях подростки пользуются сленгом.
В восприятии изобразительного искусства подростки осваивают графические схемы, которые приближают изображение к иконическому образу. Подбирая освоенные графические схемы к изображаемым предметам, поставленным на уроке рисования в виде натюрморта, подросток, по существу, решает задачу на подбор освоенных прежде графических образов.
Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Музыка больших частот пользуется массовым спросом. В ранних исследованиях Б.Г. Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения. Оказалось, что именно подростки наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп – и рок – музыке.
Прочие статьи:
Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6
классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими
нормами
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и одним из направлений является овладение нормами русск ...
Проявления нарушений в речи детей младшего дошкольного возраста
Речевые нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов рече ...
Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...