С целью выявления формы поведения у учителей и их расположенность к конфликтному поведению была использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных данных.
Результаты обработки исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты методики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
Из рис. 1 видно, что в исследуемом коллективе преобладает форма социального поведения в ситуации конфликта – приспособление, 158 выборов. Это говорит о том, что тенденции взаимоотношения в данном коллективе в конфликтном поведении складываются таким образом, что учителя предпочитают находить компромисс в сложившихся конфликтных ситуациях, т.к. приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.
Также среди испытуемых наблюдается способы избегания (118 выборов) и компромисс (116 выборов). Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш – выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш – непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.
Наименьшее количество выборов было отмечено у способов сотрудничество и соперничество (68 и 66 выборов соответственно). Разрешение конфликта через сотрудничество. Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.
Соперничество – разрешение конфликта силой, как стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш – проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей.
С целью выявления уровня развития педагогических способностей учителей была проведена методика "Педагогические ситуации".
Отразим полученные данные на рисунке 2.
Рис. 2. Педагогические способности учителей начальных классов, проявляющихся в виде коммуникативных реакций
Из рис. 2 видно, среди испытуемых наблюдается преобладание высокоразвитых педагогических способностей учителей, это говорит о том, что большинство педагогов вполне успешно решают педагогические ситуации на практике.
У 15% опрошенных учителей наблюдается средний уровень развития педагогических способностей, это говорит о том, что они недостаточно успешно решают педагогические ситуации на практике.
У 5% педагогов наблюдается низкий уровень развития педагогических способностей. Это говорит о склонности к непродуманным поступкам. Такие люди относятся к окружающим пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Рассмотрим каждую затруднительную педагогическую ситуацию, которая наиболее актуальна для нашего исследования, стоит учесть, что первые, предлагаемые в методике коммуникативные реакции являются неадекватными и их можно соотнести с коммуникативно-педагогическими ошибками. Тогда как последние ответы соответствуют адекватному реагированию. Полученные результаты по ситуации 1 представлены на рисунке 3.
Рис.3. Коммуникативное реагирование учителей начальных классов на ситуацию высмеивания учениками
Из рисунка 3 видно, что 10% испытуемых отреагировали на ситуацию неадекватно, ответив "Ну, и ради бога!" и "А что тебе смешно?", остальные реакции адекватны, соответственно 40% испытуемых и 50% испытуемых. В целом преобладает высокий уровень решения педагогических ситуаций.
Прочие статьи:
Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неи ...
Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего
дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...
Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...