Как компонент опыта научного творчества выступают все решенные учащимися творческие задачи (проблемы). Очевидно, чем больше решенных учебных проблем, тем богаче опыт учебного научного творчества. По мере накопления опыта решения творческих задач, каждый учащийся овладевает общими приемами поиска оригинального решения, называемыми эвристическими: видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, поиск альтернативы решения, комбинирование ранее известных способов решения, анализ и сопоставление различных вариантов решения, фиксация промежуточных результатов поиска и др.
В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок показывается, что развитие творческих способностей через самостоятельное исследование – один основных видов деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной задаче образования.
Касаясь этимологического анализа слова «исследование», заметим, что под этим типом деятельности понимается: получить нечто «из следа», восстановить порядок вещей по некоторым косвенным признакам общего закона в конкретных предметах.
Таким образом, при организации мышления при исследовании происходит развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Исследование, исследовательское поведение – неотъемлемая часть поведения любого живого существа.
Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности.
В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как научение, интеллект, творчество, образуя с ними непрерывную связь.
Как отмечают и отечественные, и зарубежные психологи, история изучения исследовательского поведения берет начало с исследований И.П.Павлова по ориентировочно-исследовательским реакциям. В настоящее время исследовательское поведение изучается на протяжении всего жизненного цикла и в самых разных видах деятельности. Хотя исследовательское поведение изучается во всех возрастных группах и на разном предметном материале, больше оно изучается там, где оно наиболее ярко выражено – в формирующих видах деятельности и новых предметных областях.
Особо сильна исследовательская активность при появлении нового предмета, поэтому ее изучение тесно связано с проблемой восприятия нового. Само исследовательское поведение является врожденным, оно обязательно предшествует обучению. Наиболее широко проводятся исследования на детях, поскольку у них любая деятельность находится в стадии формирования.
При разработке исследовательской деятельности учащихся за основу берется модель и методология исследования, разработанная в науке за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется несколькими этапами, присутствующими в любом научном исследовании. При этом главная цель учебного исследования принципиально отличается от таковой в сфере науки. Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. При этом происходит повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которого является приобретение самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Несмотря на широкие исследования, единого определения исследовательской деятельности учащихся нет.
Мы будем придерживаться такого определения: под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблеме, подбор методики исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, защита проекта.
Прочие статьи:
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на
уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...
Умственное развитие в младшем школьном возрасте
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие –думающим. Благодаря такому мы ...
Понятие и классификация занимательного математического материала
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...