Д.А. Леонтьев отмечает, что основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода является диагностика, формирование и поддержка готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и школьными психологами и методистами.
Пряжников выделяет следующие основные задачи профориентационной работы в учреждениях образования:
1) профориентационная и профконсультационная помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни;
2) психодиагностика;
3) психокоррекция;
4) психопрофилактика;
5) консультативно-просветительская работа с учителями, родителями, с самими учащимися;
6) морально-эмоциональная поддержка в кризисные периоды развития личности ребенка и подростка.
Пряжников отмечает соответствие задач профориентационной работы возрасту.
Так в младших и средних классах учеников надо постепенно знакомить с миром профессионального труда, выявлять их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). Здесь в идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в "профессиональных пробах" в известной японской системе "Фукуяма - тест ").
Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют "ядро" самоопределяющейся личности.
В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и "подстраховывать" самоопределяющегося молодого человека.
Обратимся еще к двум важным сторонам рассмотрения профориентационной работы.
Причину возникновения длительного периода детства Д.Б. Эльконин связывает с невозможностью детей в связи усложнением технологий, непосредственно включиться в общественно полезную, производительную деятельность. В возрастном развитии ребенка он выделяет периоды освоения смыслов и периоды освоения способов общественной деятельности. Это утверждение кажется нам чрезвычайно важным для понимания профориентационной работы, т.к. по-нашему мнению, она строится по тому же принципу.
Овладение смыслами, овладение способами профессиональной деятельности, деятельности по выбору (деятельности по самоопределению).
Кроме выделяются три объекта профориентационной работы: мир профессиональной деятельности, субъект выбора и их взаимо-отношения.
На соотнесении и сопоставлении мира профессиональной деятельности и субъекта труда и конфликте, при этом возникающем, строится профориентационная работа.
Модель профориентационной работы школы в современной ситуации должна отвечать следующим требованиям:
Обеспечивать освоение смыслов и способов профессиональной деятельности;
Развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор, обучение выбору;
Решать следующие группы задач: информационно-справочные, просветительские; диагностические (сюда же относится помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка; помощь в выборе, принятии решения; помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор.
Прочие статьи:
Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития
речевой моторики у старших дошкольников
Формирующий эксперимент проходил с декабря 2009 по апрель 2010 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на ...
Активизация познавательной деятельности учащегося. Познавательный интерес
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Оно отражает все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Будучи сложным и многогранным, специ ...
Современные научные подходы коррекции оптической
дисграфии
Основным принципом обучения в этом случае является путь использования сохранных анализаторов — зрительного, кинестетического и речедвигательного в качестве опоры для восстановления основных предпосылок письма. Создание новой афферентирующей системы со стороны сохранных анализаторов эффективно влияе ...