Таблица 1 Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Субъект – объективные взаимодействия в системе "учитель – ученик" |
Субъект – субъектные позиции в системе "учитель – ученик" |
Содержательная часть | ||
Цели |
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами |
Развитие личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер |
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Процессуальная часть | ||
Организация учебного процесса |
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование | |
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение |
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, экскурсия, прогулка, исследование |
Методы и формы работы учителя |
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников |
Игровая (моделирующая), оценочно-дискуссионная, рефлексивная деятельность: "метод прямого доступа", проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала |
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках |
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса |
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся |
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
Прочие статьи:
Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников
с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...
Анализ письменных работ учащихся 5 и 6 классов МОУ «Основная общеобразовательная
школа № 14» г. Вологды на предмет соблюдения лексических норм
В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка. В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение ...
Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...