Выдающийся отечественный генетик В.П.Эфроимсон, предлагал дифференцировать "потенциальных", "развившихся" и "реализовавшихся" гениев. Согласно его данным, частота появления потенциальных гениев у разных народов приблизительно одинакова и оценивается соотношением 1:1000. По мнению Эфроимсона, даже в наш век, когда среднее (и очень часто высшее) образование становится повсеместным, успеха на этом тернистом пути удается достичь лишь одному человеку из десяти миллионов. Выявление потенциальной одаренности (особенно где ранних форм) представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных детей
5. По форме проявления можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Заметить явную одаренность нетрудно, поскольку она сама " бросается в глаза". Высокие достижения ребенка, как правило, в этих случаях очевидны для окружающих. Он может демонстрировать их даже в неблагоприятных условиях. Скрытую форму одаренности сложно выявить даже опытному специалисту в области психологической диагностики способностей. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, а, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы. В "гадком утенке" трудно разглядеть будущего "прекрасного лебедя". Так, по словам Н.Г. Чернышевского, до семи лет А.С. Пушкин "не обнаруживал ни особенных дарований, ни даже той живости, которой бывают привлекательны почти все дети.
Многие исследователи отмечают, что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных признаков одаренности».
И отечественные, и зарубежные педагоги и психологи признают приемлемость определения данного в 1972-ом году Комитетом по образованию США: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
· интеллектуальной;
· академических достижений;
· творческого или продуктивного мышления;
· общения и лидерства;
· художественной деятельности;
· психомоторной;
· Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знания.
· Академические достижения. Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
· Творческое или продуктивное мышление. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. Выделяющие таких детей поведенческие характеристики (отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и "должной" организации работы, яркий темперамент) редко вызывают положительное отношение преподавателей и окружающих.
· Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
Прочие статьи:
Развитие интеллекта ребенка через кинезиологию
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности двух ...
Реализация проблемного обучения в системе обучения
математике в начальной школе
На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. Для подтверждения или опровер ...
Развитие эмоциональной сферы младшего
школьника и формирование у него моральных чувств
В старой психологии было распространено мнение, что маленький ребенок является очень эмоциональным существом и что постепенно, с возрастом, он эту эмоциональность утрачивает. С этой точки зрения младший школьник должен быть менее эмоциональным, чем дошкольник, и более эмоциональным, чем взрослый. О ...