Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.
Необходима специальная психолого-педагогическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
На сегодняшний день складываются наиболее благоприятные социальные условия и некоторые организационные формы, которые позволяют ставить и успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о природе развития одаренности, разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым.
По мнению Э. Фромма ., самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности.
Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.
На сегодняшний день в средней школе наработан большой опыт по работе с детьми с интеллектуальным и академическим видом одаренности. Что касается учащихся с отдельными незаурядными признаками отдельных способностей, учащихся со скрытой формой одаренности, творчески одаренных, личностно трудных, то можно констатировать, что школа сегодня в силу ограниченности учебного плана, недостаточного разнообразия учебных программ, которые бы соответствовали вариативности, нестандартности интересов учеников, их широте и глубине не способна создать условия для большого количества одаренных, способных, талантливых учеников.
Особое место занимает система дополнительного образования детей, имеющая в настоящее время много возможностей образовательного процесса для создания организационно-педагогических условий, психолого-педагогической поддержки. В рамках системы дополнительного образования детей сегодня возможно создание не только внутренних моделей поддержки данной категории детей, но и внешних моделей интеграции со школой по проблемам подготовки педагогов, развития разнообразных интересов учащихся, удовлетворения разнообразных социальных запросов учеников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей в условиях дополнительного образования детей.
Задачи:
1. Выявить основные социально – психологические черты одаренного ребенка.
2. Дать определение понятию «одаренность», «одаренные дети».
3. Отразить проблемы, связанные с детской одаренностью.
4. Выявить практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях дополнительного образования.
Данная работа построена на основе метода анализа документов по теме, нормативных документов, инструктивно-методических писем, анализ документации, анализ отечественного и зарубежного опыта.
Прочие статьи:
Гендер в образовании
Педагогика - наука о взаимодействии людей разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация р ...
Профессионально-важные качества
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), осознание высокой миссии учителя, увлеченность предметом и удо ...
Эксперимент как метод экологического образования дошкольников
В обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятий громадное значение имеют методы преподавания. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и уме ...