Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

Статьи об образовании » Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии » Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

Страница 2

Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы:

1. Замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, рысь - кошка, волк - собака, кабан - носорог, леопард - тигр - пантера - рысь, ослик - лось - козлик, петух - кура, грач - сорока, сорока - галка, филин - сова, ласточка - чайка, лебедь - гусь, цапля - аист - журавль, попугай - кукушка, скворец - ворона - грач, оса - пчела, дыня - тыква, лимон - апельсин, малина - земляника, брусника - красная смородина, ежевика - черная смородина, земляника - клубника, ландыш - тюльпан - подснежник, тюльпан - гвоздика - роза, незабудка - васильки, астры - ромашки, комбинезон - брюки, плащ - рубашка, халат - платье - пальто, валенки - сапоги, тапочки - босоножки, кепка - шапка, шляпа - шапка, сковорода - кастрюля, весна - осень, скворечник - гнездо, берлога - нора, сахарница - чайник, ручка - кисточка, ресницы - брови и др.).

2. Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации. Например: каток - лед, вешалка - пальто.

3. Смешения слов, обозначающих часть и целое. Например: фара - машина, палец - рука, подоконник - окно.

4. Замены слов, обозначающих внешне сходные предметы. Например: подоконник - полка.

5. Использование словосочетаний в процессе поиска слова. Например: кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистит.

6. Замены словообразовательными неологизмами. Например: маляр - красильщик.

7. Замены однокоренным словом. Например: водопроводчик - водопровод, чернильница - чернила.

8. Замены слов, сходных по звучанию. Например: персик - перец.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса - пчела, ворона - грач, цапля - аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет, вяжет - шьет, пашет - убирает, рычит - ревет, рычит - воет, лечит - уколы делает и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет - га-га-га, кукарекает - ку-ка-ре-ку, каркает - кар-кар.

Для детей со стертой дизартрией характерна вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизированно. У детей со стертой дизартрией, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее внимание оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структуризации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде
Проблема описания и классификации основных форм речевой агрессии в настоящее время является практически не разработанной. Немногочисленные попытки, предпринимавшиеся в данном направлении, ограничивались либо какой-то одной сферой речевого общения (А.П. Сковородников), либо затрагивали слишком узкий ...

Организация внеучебной работы на факультете естественных наук КГУ
Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "К ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru