Таким образом, в идеале – самый высокий уровень педагогического мастерства должен характеризоваться тем, что число учеников, поддающихся обучению, и число положительно относящихся к обучению равно ста процентам.
По данным проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее сложных и малоразработанных.
Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической деятельности абитуриентов, позволяет выделить их значимость и выстроить ранжировочный ряд:
1) Интерес к учебному предмету – 27,2%
2) Стремление посвятить себя воспитанию детей – 19,2%
3) Желание обучать данному предмету – 16,2%
4) Желание иметь высшее образование – 13%
5) Представление об общественной важности, престиже педагогической профессии – 12,2%
6) Осознание своих педагогических возможностей – 6%
7) Так сложились обстоятельства – 4%
8) Стремление к материальной обеспеченности – 2,2%
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более воловины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Если принять во внимание, что мотив – это не что иное, как предмет потребности или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами будут являться чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны родителей и преподавателей, иметь повышенную стипендию и так далее.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы) внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей, так и для работающих учителей их деятельность протекают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда мотив и цель не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель может относиться безразлично и даже негативно.
Прочие статьи:
Анализ психолого-педагогической литературы
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...
Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и кв ...
Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности
педагога
Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор и ...