- соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
- умение создавать перспективные планы развития своей деятельности.
Четвертая группа умений – это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание психологических условий безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:
- умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
- способность истолковывать и читать его внутреннее состояние, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
- умение встать на точку зрения и создать атмосферу доверия в обществе;
- владение приемами риторики;
- использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими.
- преобладание демократического стиля в процессе преподавания,
- умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группа умений – это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.
Седьмая группа умений понимается как осознание своей перспективы, профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных учителя.
Восьмая группа представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года, умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года, умение выявлять отдельные показатели обучаемости, умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа умений связана с интегральной неотъемлемой способностью оценивать свой труд в целом. Педагогу необходимо переходить от частного к целому.
Десятая группа – это оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников, умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников, способность учителя видеть личность ученика в целом.
Система структурных исследований в области педагогики. Система – это совокупность множества элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов. Однако с точки зрения П.К. Анохина, взаимодействие как таковое может и не сформировать систему из множества элементов. В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные компоненты, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их совместной деятельности;
4) цели обучения;
5) средства педагогической коммуникации.
мотивация педагогический учитель
На самом деле, указанные компоненты являются системой. Попробуем убрать один из них и система тут же развалится. С другой стороны, ни один из компонентов невозможно заменить другим.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены 5 функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) коммуникативный; 5) организаторский.
1) Гностический (от греч. гнозис – познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании.
2) Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3) Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей.
4) Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности преподавателя. Специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент при этом ставится на связи коммуникаций с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
5) Организаторский компонент – это система умений педагога организовывать собственную деятельность, а также активность учащихся.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и др. проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность его работы, стала предметом изучения специального теоретического и экспериментального. По Н.В. Кузьминой, структура выглядит следующим образом:
Прочие статьи:
Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...
Цели и содержание обучения иностранным языкам
Целевой компонент структуры процесса обучения иностранного языка детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества. Он зафиксирован в различных государственных документах, например, в проекте Всемирного государственного ...
Использование политехнических знаний в технологии
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическо ...