Складывается во многом уже внеситуативный устойчивый образ товарища. Между старшими дошкольниками возникает привязанность, появляются первые ростки дружбы между сверстниками - умение видеть в партнере его лучшие качества, с горячностью о них рассказывать другим людям, убеждая их в достоинствах своего друга. Развитие представления детей о сверстниках имеют и вторую сторону - уяснения образа "Я", причем наибольшей точности дети добиваются в осознании своих практических умений. Конечно, контакты между детьми 6-7 лет отнюдь не ограничиваются деловыми соображениями. Дошкольники беседуют на познавательные и на личностные темы. Деловые мотивы - далеко не единственные поводы для общения.
В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе.
Взаимодействие ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника: ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении.
В игровой деятельности развиваются отношения: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. Межличностные отношения развиваются, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Основное стремление некоторых дошкольников - жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности.
К 6-7 годам старший дошкольник переходит к учебной деятельности. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.
Как было сказано выше, межличностные отношения не возможны без общения. Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.
Прочие статьи:
Восприятие вербальной агрессии
Помимо выявления и описания основных видов и форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо обратиться к проблеме восприятия вербальной агрессии. В решении этой проблемы перед исследователем встает ряд отдельных вопросов, а именно: 1. Каковы возможные ответные реакции на р ...
Изучение стратегии семейного воспитания
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест. Родителям предлагалось из четырех вариантов ответа выбрать самый для них предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется харак ...
Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...