Определено общее число баллов, которое может набрать ребёнок за все задания. Они были соотнесены с уровневыми показателями:
«высокий уровень» 10-8 баллов;
«средний уровень» 7-4 баллов;
«низкий уровень» 3-1 балла
Из таблицы, мы видим, что в данной группе в данной группе нет детей, набравших от 10 до 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 6 человек из 10 (60%) показали средний уровень, то есть набрали баллы от 4 до 7; 4 человека (40%) набрали от 3 до 1 балла, что соответствует низкому уровню.
Затруднения у детей наблюдались при выполнении каждого задания, особенно при повторении близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л, ), различении звуков по их качественным характеристикам.
Одному из детей задание на воспроизведение серии из трёх слогов вызвало выраженные трудности, он не мог переключиться с одного звука на другой.
Вывод:
большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. При проведении опроса были выявлены такие проблемы как:
- неумение определить место согласного в слове;
- затруднения в назывании звуков слова по порядку;
- ошибки при качественных характеристиках звуков, соотнесении звука и буквы.
Задачи этапа:
· подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия у детей 5-6 лет с ОНР;
· апробирование подобранных дидактических игр на занятиях по речевому развитию, грамоте и в повседневной деятельности;
· составление комплекса наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых для пропедевтики акустической дисграфии у старших дошкольников с ОНР.
Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного и слухового восприятия; зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
Игра «Покажи букву»
(дифференциация а-я)
- Поднимите букву А или Я на прослушанные слоги и слова:
Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ,
Ряд слов: БАК, ПАР, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, ЛАПА, УПАЛ, ВРАЧ, КАША, ЛАК,
Игра «Скажи наоборот»
- Я назову слоги с гласным А, а вы с буквой Я.
Ма – мя, на - …
Ар - …
Игра «Построй домик»
Построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например:
[л] – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].
2. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
Игра «Зашифрованное слово»
Задание заключалось в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетради (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными полосками, каждая из которых соответствует какоё-то букве и стоит в необходимом порядке).
Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).
3. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.
Игра «Парашютисты»
С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам приземлиться на нужную полянку: если в названии картинки есть буква Я – на полянку с буквой Я, если есть буква А – на полянку с буквой А, а, если есть буквы А-Я - на полянку с буквами А-Я.
Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.
- Какое слово лишнее? Почему? (Мост – в этом слове нет ни Я, ни А)
Игра «Солнышко», «Цветочек»
Предлагалось ребёнку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, воспитатель просит определить позицию звука в названиях выбранных картинок.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи, лепестки) и буква на круге (солнце, сердцевина цветка).
Этапы работы
• Первый этап: уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
• Второй этап: проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Прочие статьи:
Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...
Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...