Ниже представлены два примера выполнения испытуемыми заданий в диагностической процедуре, отражающие два основных типа их выполнения, наиболее часто встречаемые в ходе работы. В первом примере представлены все выделенные нами феномены учебной инициативы, он является показателем тех действий, которые были свойственны испытуемым, вошедшим в 1 группу таблицы №1. Во втором примере представлена полная противоположность в подходе к решению заданий, отражающая действия испытуемых, которых мы отнесли ко второй группе.
В ходе экспериментального опробования диагностической процедуры нам удалось пронаблюдать и выделить следующие феномены учебной инициативы.
Пример выполнения №1.
Испытуемый: Влад, ученик 5 класса, 11 лет.
Время проведения диагностической процедуры соответствует продолжительности одного урока и составляет 40 минут.
Этапы проведения |
Признаки учебной инициативы |
Действия испытуемого в ходе решения заданий |
Интерпретация |
I этап. |
1. Спонтанность выбора трудных задач. |
1. Мальчик начал работу с того, что стал не только придумывать вопросы, но отвечать на них. Экспериментатор: Тебе не нужно отвечать на вопросы, которые ты составляешь. Так ты не успеешь выполнить задание. Испытуемый: Успею, мне просто интересно. |
1. Подобное заявление ученика позволяет выделить в его действиях существенный признак учебной инициативы – спонтанность выбора трудных задач. Т.е. испытуемый сам выбрал для себя уровень выполнения предложенного задания, он сам усложнил себе задачу, выбрав более сложный путь решения, несмотря на то, что это могло сказаться на качестве его работы. |
2. Определенные учебно-предметные ограничения на собственное действие |
2. Испытуемый составил вопросы и ответил на них. |
2. Ученик предпочел не просто решить задачу (составить вопросы), а решить ее определенным способом (составил вопросы и правильно на них ответил). | |
3. Низкий уровень стереотипных решений. |
3. Испытуемый составил следующие вопросы к задаче: -“Сколько подшипников фабрика делает в понедельник и в пятницу? ” ”Сколько подшипников делают каждый день?” Экспериментатор: Почему в первом вопросе, который ты составил, тебя заинтересовали именно эти дни? Испытуемый: Потому что между ними есть связь. Экспериментатор: Какая? Испытуемый: Такая же, когда для завода упаковывают. Так можно ответ найти. |
3. Поскольку испытуемый не только составлял вопросы к задаче, но и тут же их решал, то набор вопросов получился ограниченным, что, правда, не сказалось на правильности ответов на них. Подобный набор вопросов позволяет говорить о том, что задание выполнено на достаточно высоком уровне, т.к. ученик включает разные по трудности и предметно-психологическому содержанию вопросы. Уровень стереотипных вопросов достаточно низкий, что говорит о том, что действия мальчика были направлены на открытие новых способов решения задачи. | |
II этап. |
Испытуемый успел ответить на четыре вопроса к задаче из шести возможных. | ||
III этап. |
4. Отказ от выполнения простых заданий, способ решения которых для ученика очевиден. 5. принятие неявно заданной задачи при сопоставлении двух задач и оформление аналогичного вопроса. |
Испытуемый составил два вопроса: - “В какие дни фабрика упаковывает подшипники для машиностроительного завода? ” “Сколько подшипников упаковывают в самые маленькие коробки?” Экспериментатор: Первый вопрос, который ты составил сейчас довольно интересный. Что ты можешь про него сказать? Испытуемый: Ну, он такой же, как самый первый, только по-другому. Экспериментатор: Что именно по-другому? Испытуемый: Ну, отношение такое же, просто звучит не так. |
4. Испытуемый не стал составлять вопросы, аналогичные тем, что уже были им составлены для этой задачи на первом этапе диагностической процедуры, т.е. отказался от выполнения легкого задания. 5. Мальчик смог отойти от вопросов, направленных на получение только количественного ответа, искомым стало уже не число, а отношение между заявленными в тексте задачи объектами (отношение между днями недели и машиностроительным заводом). Таким образом, можно сказать, что испытуемый смог увидеть связь вопросов в задачах и удержать общий способ их решения при составлении вопросов на последнем этапе процедуры. |
Прочие статьи:
Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой
деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...
Практические рекомендации учителям начальных классов
по профилактике и разрешению коммуникативно-педагогических ошибок
В качестве практических рекомендаций по профилактике и разрешению педагогических ошибок учителей следует наметить следующие аспекты в области: - Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. - Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной дея ...
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Организация учебной работы учащихся на уроке в советской школе теснейшим образом связана с формированием и укреплением классного кол ...