Определение оптимального комплекса методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение оптимального комплекса методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 2

К сожалению, до сих пор в науке не было попыток разработки целостной классификации методов для диагностики именно вербальной агрессии. Кроме того, большинство научных работ, так или иначе освещающих данный вопрос, принадлежат зарубежным авторам и, к сожалению, не переведены на русский язык. Поэтому нам придется ограничиться обзором достаточно узкого круга публикаций.

Так, российские исследователи детской агрессии предлагают следующие методы диагностики агрессии подростков. Л.М. Семенюк: 1. Наблюдение; 2. Беседа; 3. Опрос; 4. Сочинение детей. И.А. Фурманов (95): 1. Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией; 2. Проективный метод (методика "Рисунок несуществующего животного"); 3. Метод опроса (опросник Басса-Дарки).

Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующую классификацию методов диагностики агрессии, в том числе вербальных ее проявлений, которая в настоящее время признана одной из наиболее полных и исчерпывающих:

I. Опросные методы:

1. Архивные исследования (сбор информации из публичных источников - статистика преступности, статьи в периодической печати и т.п.).

2. Вербальная информация:

а) анкеты (предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях);

б) опросники, или личностные шкалы (предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности);

в) оценивание поведения человека другими людьми (чаще всего знакомыми с его поведением - родителями, родственниками, друзьями и т.п.).

3. Проективные методы (тест математической апперцепции, тест чернильных пятен Роршарха, рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу и др.).

II. Наблюдение агрессии:

1. Полевые наблюдения - "наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях":

а) натуралистические наблюдения (без вмешательства экспериментатора);

б) межличностные конфронтации (подстрекательство к агрессивным действиям, намеренная провокация агрессии).

2. Лабораторные наблюдения:

а) "игровые" (провокация нападения на различные неживые объекты, например, на надувную куклу);

б) искусственное моделирование ситуаций вербальной агрессии (путем фрустрации испытуемого с последующей возможностью выразить свои эмоции посредством устных комментариев или письменных отзывов).

Таким образом, на основании перечисленных диагностических методов и методик, с учетом специфики изучаемого аспекта агрессии и в соответствии с определенными выше критериями, для проведения констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы диагностики вербальной агрессии школьников:

1. Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией;

2. Опрос (по опроснику Басса-Дарки);

3. Проективные методы:

а) методика "Рисунок несуществующего животного";

б) ассоциативный эксперимент;

в) метод незаконченных фраз (используется для изучения ответных реакций на речевую агрессию, поэтому описание данных, полученных с помощью этого метода, приводится в главе III).

4. Сочинение учащихся;

5. Метод "полевых" исследований (запись на диктофон ситуаций вербальной агрессии).

Цель констатирующего эксперимента - диагностирование как общего уровня вербальной агрессии изучаемых возрастных групп учащихся, так и выделение наиболее типичных видов и форм речевой агрессии школьников.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии
Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в разных областях специальной педагогики: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. ...

Анализ полученных результатов исследования
Анализируя тест САТ по графику мы видим, что самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение. Значения по шкалам теста САТ Шкала ценностных ориентаций отражает свойство человека, показывающее в какой степени человек разделяет ценности, х ...

Характеристика диагностической программы и анализ результатов
Цель исследования: выявление особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В исследовании приняли участие 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет. Для разработки программы диагностического обследования лекси ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru