Использование комнатных растений при изучении основ экологии

Страница 3

Влияние биотических факторов в экосистемах на живые организмы очень сложны и многообразны. Особо важную роль играет питание, которое и определяет структуру сообществ биоценозов. Поэтому изучение цепей питания непосредственно связано со структурой биоценоза. В качестве примерной структуры биоценоза обычно рассматривают искусственную экосистему - аквариум как модель водоема. В аквариум засыпают грунт, высаживают водные растения, запускают улиток и рыб. Еще лучше использовать аквариум со «старой» водой, в котором сложилось уже биологическое равновесие. В нем оставляют несколько рыб любых пород, но лучше всего для опыта использовать гуппи. Эти рыбки неприхотливы, быстро размножаются и дают разнообразное по форме и окраске потомство. Учащиеся могут выявить взаимосвязи между животными и растениями в аквариуме, составить их простейшие цепи питания, уяснить роль зеленых растений. Интересно провести длительное наблюдение за развитием живых организмов в аквариуме. Для этой цели используют аквариум объемом не менее 60 л. В него сажают несколько видов водных растений - валлиснерию, элодею, кабомбу, криптокорину, пистию, риччию, ряску и др. Из моллюсков можно поместить физ, катушек и др. Если аквариум оборудуют вновь, то к чистой воде рекомендуем добавить 1/3 «старой» воды из другого аквариума, в котором уже сложилось биологическое равновесие. Важно, чтобы освещение аквариума было достаточно для нормального развития водных растений, но и не очень ярким. При сильном освещении начинают бурно размножаться одноклеточные водоросли и вода «зацветает». По мере испарения воду в аквариум необходимо доливать. В него помещают 3-4 пары гуппи с различными формами плавников. Учащиеся, которые будут вести дневник наблюдений, должны отмечать, как размножаются растения, улитки, рыбы, какие изменения происходят в их численности (особенно среди гуппи). Через некоторое время их число достигнет определенного уровня и долгое время изменяться не будет. Здесь важно отметить соотношение самцов и самок, какие формы (вуалевые, шарфовые или обычные плавники) стали доминирующими. На основании этих наблюдений можно сделать выводы о развитии биоценоза, о факторах стабилизирующего отбора.

Искусственная модель микробиоценоза может быть создана следующим образом. На дно аквариума насыпают слой крупного речного песка, затем кладут слой сфагнума, а на него слой земельной смеси. При составлении земельной смеси нужно учитывать, какие растения будут высаживать непосредственно в почву.

Растения следует подбирать из одинаковых экологических групп. Например, растения влажных тропиков, растения субтропиков, растения пустынь и др. Поливать в зависимости от создаваемого биоценоза. Если высаживают растения влажных тропиков, поливать надо обильно, чтобы сфагнум хорошо пропитался водой. Для субтропических видов полив должен быть более умеренным, а для растений пустынь пропитать примерно только половину слоя почвы. Это будет хорошо видно через стекло аквариума. Сфагнум отлично впитывает и удерживает влагу, поэтому его слой в зависимости от типа биоценоза и размеров аквариума может быть различным: для биоценоза влажных тропиков -3-5 см, для биоценоза субтропиков -2-3 см, а для биоценоза пустыни вообще можно его не использовать или сделать слой не более 1 см. После полива аквариум накрыть стеклом, вырезанным по его площади, и для лучшей герметичности его оклеить лейкопластырем .

Наблюдение за такой искусственной экосистемой можно проводить в течение 3-5 лет и даже более, регистрируя происходящие в ней изменения, развитие растений, появление и развитие организмов почвенной фауны и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Особенности построения предметно развивающей среды в подготовительной к школе группе
В подготовительной группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 2 ч 5 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается про ...

Практические рекомендации учителям начальных классов по профилактике и разрешению коммуникативно-педагогических ошибок
В качестве практических рекомендаций по профилактике и разрешению педагогических ошибок учителей следует наметить следующие аспекты в области: - Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. - Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной дея ...

Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru