Комнатные растения можно широко использовать при обучении учащихся общей биологи в осенний, зимний и ранневесенний сезоны. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихся, убеждения их в истинности фактов, приобщения их к самостоятельному поиску, выработке практических умений и навыков. Расширение и углубление знаний старшеклассников о комнатных растениях будут способствовать формированию у них материалистического мировоззрения, эстетических вкусов, поможет лучше понимать и беречь природу, будет содействовать совершенствованию умений и навыков в работе с объектами живой природы (в частности, в уходе за растениями). Это позволит школьникам лучше подготовиться к работе в ученических бригадах, лагерях труда и отдыха, в сельскохозяйственном производстве, на приусадебном участке и будет способствовать их профориентации в растениеводстве и других отраслях сельского хозяйства.
На одном из первых уроков темы «Эволюционное учение» учащиеся знакомятся с работами шведского натуралиста Карла Линнея. Учитель, подобрав ряд комнатных растений (обязательно с правильно оформленными этикетами), может объяснить на этих примерах суть разработанного К. Линнеем принципа двойной номенклатуры, который сохранился в систематике живых организмов до настоящего времени. При этом надо пояснить, как образуется видовое название растения, состоящее из названия рода и видового эпитета, например: традесканция виргинская (Tradescantia virginica L.), плющ обыкновенный (Hedera helix L.) и др. Эти растения впервые описаны К. Линнеем.
На урок желательно принести еще ряд комнатных растений, впервые описанных Линнеем, например такие: алоэ расписное (Aloe variegata L.), агава американская (Agave americana L.), иглица колючая (Ruscus aculeatus L.), камнеломка отпрысковая (Saxifraga sarmentosa L.), лавр благородный (Laurus nobilis L.), цикламен благородный, или альпийская фиалка (Cyclamen europacum L.), водные растения: валлиснерия спиральная (Vallisneria spiralis L.), роголистник темно-зеленый (Certatophyllum demersum L.), водокрас (Hydrocharis morsus ranae L.), и др.
Учитель может по своему усмотрению зачитать описания двух-трех растений, имеющихся в картотеке биологического кабинета, к составлению которой полезно привлекать самих учащихся.
Знакомство с «паспортами» комнатных растений позволит учащимся лучше уяснить значение работ К. Линнея, приучит их пользоваться картотекой комнатных растений, поможет лучше запомнить их названия, биологию, правильно организовать их уход и разведение в условиях школы и дома.
При изучении темы «Дарвинизм» на соответственно подобранных комнатных растениях учитель может наглядно знакомить учащихся с проявлением многих общебиологических закономерностей. Так, с помощью комнатных растений можно нагляднее объяснить одно из основных свойств всех живых организмов - наследственность, проследить, как сохраняются признаки вида из поколения в поколение при различных способах вегетативного размножения через диплоидные клетки и гаплоидные гаметы (яйцеклетки и спермин) при семенном размножении.
На любых имеющихся в биологическом кабинете комнатных растениях можно показать, в чем проявляется другое свойство живых организмов - изменчивость, благодаря чему популяция оказывается разнородной.
Ненаследственную (определенную) изменчивость, которая возникает в процессе индивидуального развития организмов под влиянием конкретных условий среды, вызывающих у всех особей одного вида сходные изменения, можно наблюдать на комнатных растениях, выращенных из окорененных черенков, срезанных одновременно с одного растения, содержащихся потом в разных условиях: на южном, хорошо освещенном или на северном окне, при обильном поливе на удобренной почве и при ограниченном поливе, а также на других опытах, проводимых в уголке живой природы. На этих примерах учащиеся наглядно убеждаются, как важно для получения высоких урожаев создавать оптимальные условия выращивания культурных растений и как изменение этих условий может влиять на рост, развитие и качество урожая.
Прочие статьи:
Конспект занятия по реализации образовательной области
"Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте
Занятие на тему "Парад моделей. Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с подкладной аппликацией из ткани с использованием трафарета. Задачи: Образовательные: знакомить с последовательностью выполнения изделия; знакомить с умением составлять гармоничные сочетания в модели; формир ...
Методические разработкимероприятий по повышению экологической культуры младших школьников
Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. На уроке решаются три задачи: обра ...
Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков словообразования у
детей с ОНР
Организация исследования и описание методик Задание №1. "Кто у кого?" Это тестовое задание предназначено для проверки правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Детям показывают картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка ...