Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Понятия "ошибка" и "педагогическая ошибка"

Страница 2

Поскольку ошибки, допускаемые в педагогической деятельности, весьма разнообразны, построение их классификации становится достаточно важной задачей. Полная и постоянно совершенствуемая классификация изучаемых явлений - атрибут любой зрелой науки и практики.

В основании предложенной И.А. Колесниковой классификации положены причины их возникновения и характер проявления:

I. По степени осознанности: осознанные, или сознательно допускаемые и неосознаваемые заблуждения. Эта группа ошибок имеет значение для профессиональной коррекции.

II. По причинам возникновения: 1) квалификационные или ошибки некомпетентности (допускаются по причинам незнания, неумения, неготовности к профессионально-педагогической деятельности; 2) вынужденные ошибки (допускаются из-за отсутствия необходимых условий (временных, пространственных, материально-технических, социально-психологических и др.); 3) случайные ошибки или ошибки-упущения (допускаются по причинам нетипичного характера - торопливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения и т. п.); 4) ошибки профессиональной деградации (допускаются исключительно по причинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдром "эмоционального выгорания", профессиональная дезадаптация).

III. С точки зрения характерологических особенностей профессиональные ошибки педагогов могут быть разделены на 1) проектно-аналитические (аналитико-диагностические, проектно-прогностические); 2) методико-технологические (стратегические, тактические, логические, технические); 3) психолого-этические (неадекватность стиля общения, речевые ошибки и др.).

Д. Толлингерова различает ошибки громадные и единичные, допустимые и недопустимые, необходимые и случайные, "умные". Ошибки исследователь называет громадными, если их причиной является ошибочная методическая деятельность преподавателя, в то время как единичная ошибка происходит от неправильной деятельности учащегося. Допустимая ошибка "не касается предмета усвоения, а только сопровождает его ход", т.е. свидетельствует о неполноте усвоения. Недопустимая ошибка является симптомом неверного понимания целей и предмета действий при работе с учебным материалом.

Необходимая ошибка законно определена логикой учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Устранение необходимых ошибок может планировать, тем самым освобождая учащегося от встречи с ними. "В отличие от этого успешность борьбы со случайными ошибками зависит от способности учителя планировать свою контрольно-корректировочную деятельность, а скорее от его способности импровизировать" .

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Развитие словаря и словообразования в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием предст ...

Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений
Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых – улучшение качества профессионального образования. Одним из о ...

Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru