Таким образом, в ходе данного исследования, мы пришли к следующим выводам:
Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Особый интерес школьников и к экономическому образованию привел к тому, что значительная часть общеобразовательных школ ввела не только в средней, но и в основной, но и в начальной школе изучение основ экономики.
Экономическая подготовка неразрывна от процесса социализации детей, от процесса освоения и присвоения ими норм, ценностей и правил социума, адаптации и интеграции в нем.
Таким образом, в процессе осуществления экономического воспитания младших школьников необходимо решить ряд задач:
- развивать экономическое мышление детей;
- формировать у них навыки планирования и осуществления экономической деятельности;
- воспитывать осознанное отношение к труду, ориентировать школьников на его рационализацию и повышение экономической эффективности;
- формировать у детей готовность к участию в различных видах экономической деятельности, в том числе к управлению предприятием;
- развивать способность к нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью;
- развивать потребность в личностном самосовершенствовании и эффективной самореализации в экономической деятельности.
Экономическое воспитание младших школьников является интегративным процессом, включающим также профориентацию, социализацию, трудовое, нравственное воспитание детей.
В младшем и среднем школьном возрасте закладываются лишь основы экономической подготовки. Но есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается сензитивным данный этап возрастного развития. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами непрерывной экономической подготовки, и его игнорирование может быть трудно восполнимым впоследствии.
Экономическое воспитание младших школьников осуществляется как в процессе изучения ими основ наук и внеклассной деятельности, так и в процессе специального курса экономики. В последнем случае, очевидно, поставленные цели могут достигаться более эффективно, так как, например, формирование деятельностно - практического компонента экономического воспитания младших школьников невозможно без специальной организации их социально-экономической деятельности (на уроках или вне них).
Имея в виду вышесказанное, отметим, что к настоящему времени разработано несколько программ экономической подготовки, реализуемых в начальной школе, к ним подготовлены учебники, рабочие тетради для учащихся, методические указания для учителей (В.Г. Засканов, Н.П. Эубова, И.А Сасова., Е.В. Смирнова, Е.В. Трамбовецкий и др.). Сравнительный анализ программ, позволяет утверждать, что дети на доступном им уровне в состоянии овладеть и научиться творчески использовать такие понятия, как потребности и возможности их удовлетворения, ресурсы и их виды, деньги, доходы и расходы, проблема выбора и ограниченность ресурсов, покупатель и продавец, труд и его значение, собственность и богатство, домашнее, школьное и местное хозяйство, управление и т.п.
Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономической подготовки младших школьников. Исходя из особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются:
Прочие статьи:
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на
материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...
Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников
с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...
Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и
активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...