На основном этапе внеклассного чтения становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задания на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгой и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир – это широкий и увлекательный мир разных собеседников – авторов, в котором каждый читатель может найти что – то интересное для себя. Учетные записи этого этапа определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг с установкой на цель чтения; расширить читательский кругозор детей. В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга – художественная, научно познавательная, справочная для младшего школьного возраста – всех видов и типов (структур); детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль в уроке теперь принадлежит детям. Они самостоятельно. Осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг; выслушивая впечатление друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Однако нельзя думать, что роль учителя на этом этапе совсем незначительна. Именно потому, что дети становятся активными читателями, поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Необходимо предусмотреть средства и способы реализации поставленной задачи с учетом фондов классной, школьной и районной библиотеке. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, о незнакомой книге по теме урока, тем самым расширяя читательский кругозор детей. Уроки внеклассного чтения в предпоследнем классе начальной школы проводится 1 раз в две недели. В уроке основного этапа – три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль:
1) Самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;
2) обсуждение и выделение книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе по книгам привлекаются все дети;
3) расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.
Завершая урок сообщением домашнего задания, вывешиванием в «Уголок чтения» рекомендательного списка книг по теме, разъяснением цели чтения и ориентиров поисков книг по теме. Давая домашнее задание, учитель должен быть уверен, что в библиотеках, которыми пользуются дети, они найдут книги по объявленной теме. Постоянную книжную выставку в классе дети организовывают самостоятельно из книг, прочитанных по темам уроков, а также составляют картотеку и каталог классной библиотеки. На основном этапе в работе с детьми могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы. Полезно в «Уголке чтения» иметь конверты – карманы: «О чем ты хочешь узнать?»; «о чем ты можешь (собираешься) рассказать на следующем уроке внеклассного чтения.
Прочие статьи:
Общее представление об учебной деятельности
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в уче ...
Реализация дополнительной образовательной программы развития
художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
По результатам проведенного диагностического исследования нами было выявлено, что уровень развития художественно-творческих способностей дошкольников в среднем находиться на низком и среднем уровне. Данный факт нацелил нас на создание дополнительной образовательной программы по изобразительной деят ...
Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развит ...