Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирования образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
частую сменяемость взрослых в учреждениях, которая разрывает непрерывность отношении и опыта ребенка;
педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода воспитателя и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего я;
жесткую регламентацию всех действии ребенка в учреждении, не оставляющую возможностей выбора и ответственности.
Обобщая результаты исследовании психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галагузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева считают, что к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:
пониженная любознательность;
отставание в развитии речи;
задержка в овладении предметными действиями;
эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
отсутствие стремления к самостоятельности;
отсутствие тенденции к партнерству в игровой деятельности, что влечет к неподготовленности детей к самостоятельной жизни, они не в состоянии планировать свое будущее.
Прочие статьи:
Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...
Особенности работы на основном этапе. Совместная деятельность
учителя и учеников
На основном этапе внеклассного чтения становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задания на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгой и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозгл ...
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства
воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...