Центральное место в своей периодизации отводит юношескому возрасту один из самых известных исследователей юношества Эрик Эриксон. Он считал развитие "трехсторонним" процессом (соматическое развитие, развитие сознательного "Я" и социальное развитие). Основной закон, на котором построена теория Эриксона – "эпигенетический принцип": человек в своем развитии проходит ряд стадий, каждая из которых наступает в определенное для нее время и характеризуется появлением нового, не присутствующего на предыдущей стадии качества. При этом переход на каждую последующую стадию протекает в форме "нормативного кризиса" и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. В своей периодизации Эриксон подчеркивает важность юности и уделяет ее рассмотрению больше внимания. Новообразованием возраста по Эриксону будет эго-идентичность: построение целостного образа "Я", соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым "Я" и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. "Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений". Необходимо отметить еще одну типичную для юношества черту – "психосоциальный или ролевой мораторий" – диапазон выполняемых ролей расширяется, но они не принимаются окончательно, происходит их опробование.
Жан Пиаже рассматривал развитие, прежде всего как изменение мышления. Интеллектуальное новообразование юности – способность рассуждать с помощью одних понятий, не прибегая к манипуляциям с конкретными предметами. На стадии конкретных операций ребенок способен к выдвижению гипотез, планированию, постановке целей. При этом юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию и устремленностью в будущее, так сказать, "первостепенностью категории возможности". Можно сказать, что мышление юноши готово (теоретически) к принятию ситуации выбора и действованию в ней.
Среди представителей Культурно-исторического подхода так же нет единого мнения. Старший школьный возраст одни авторы относят к юности, другие – к подростковому возрасту. Среди наиболее значимых деятельностей в данный период разные авторы отмечают: учебную; учебно-профессиональную; профессиональное, социально-политическое, жизненное самоопределение; интимно-личностное общение; включение в жизнь больших и малых групп.
Согласно Л.С. Выготскому, новообразование юношества – самосознание, "последняя" высшая психическая функция. Самосознание понимается в концепции как самопознание и связывается с когнитивным развитием ребёнка. Характерным для этого возраста считается и появление рефлексии. Кроме того, Выготский подчеркивает важность выбора профессии не только как профессиональной деятельности, но и как поиск определенного места в обществе, выбор жизненного пути. То есть самоопределение, которое в советской психологии наиболее часто определяется как одно из новообразований юношеского возраста.
Прочие статьи:
Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...
Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...
Направления внеучебной работы
Задачи воспитательной работы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации студентов. Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят студенты первого года обучения (как правило, 17–18 лет). Можно выделить социальные и индивидуальные па ...