Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях

Страница 2

Центральное место в своей периодизации отводит юношескому возрасту один из самых известных исследователей юношества Эрик Эриксон. Он считал развитие "трехсторонним" процессом (соматическое развитие, развитие сознательного "Я" и социальное развитие). Основной закон, на котором построена теория Эриксона – "эпигенетический принцип": человек в своем развитии проходит ряд стадий, каждая из которых наступает в определенное для нее время и характеризуется появлением нового, не присутствующего на предыдущей стадии качества. При этом переход на каждую последующую стадию протекает в форме "нормативного кризиса" и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. В своей периодизации Эриксон подчеркивает важность юности и уделяет ее рассмотрению больше внимания. Новообразованием возраста по Эриксону будет эго-идентичность: построение целостного образа "Я", соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым "Я" и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. "Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений". Необходимо отметить еще одну типичную для юношества черту – "психосоциальный или ролевой мораторий" – диапазон выполняемых ролей расширяется, но они не принимаются окончательно, происходит их опробование.

Жан Пиаже рассматривал развитие, прежде всего как изменение мышления. Интеллектуальное новообразование юности – способность рассуждать с помощью одних понятий, не прибегая к манипуляциям с конкретными предметами. На стадии конкретных операций ребенок способен к выдвижению гипотез, планированию, постановке целей. При этом юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию и устремленностью в будущее, так сказать, "первостепенностью категории возможности". Можно сказать, что мышление юноши готово (теоретически) к принятию ситуации выбора и действованию в ней.

Среди представителей Культурно-исторического подхода так же нет единого мнения. Старший школьный возраст одни авторы относят к юности, другие – к подростковому возрасту. Среди наиболее значимых деятельностей в данный период разные авторы отмечают: учебную; учебно-профессиональную; профессиональное, социально-политическое, жизненное самоопределение; интимно-личностное общение; включение в жизнь больших и малых групп.

Согласно Л.С. Выготскому, новообразование юношества – самосознание, "последняя" высшая психическая функция. Самосознание понимается в концепции как самопознание и связывается с когнитивным развитием ребёнка. Характерным для этого возраста считается и появление рефлексии. Кроме того, Выготский подчеркивает важность выбора профессии не только как профессиональной деятельности, но и как поиск определенного места в обществе, выбор жизненного пути. То есть самоопределение, которое в советской психологии наиболее часто определяется как одно из новообразований юношеского возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неи ...

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...

Результаты исследования педагогических ошибок учителей начальны классов
С целью выявления формы поведения у учителей и их расположенность к конфликтному поведению была использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных данных ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru