Таким образом, используя различные формы занятий с использованием занимательного математического материала, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики развития познавательной активности у детей на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены в табл.2.
Таблица 2 - Распределение детей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням познавательной активности (%)
Критерии и показатели |
Контрольный этап | ||
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
30% |
65% |
5% |
ЭК |
25% |
65% |
10% |
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
49% |
31% |
20% |
ЭК |
44% |
33% |
23% |
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
65% |
33% |
2% |
ЭК |
69% |
31% |
- |
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
32% |
58% |
10% |
ЭК |
25% |
53% |
22% |
Данные таблицы 2 указывают на позитивные изменения в уровнях развития познавательной активности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Итак, результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения занятий с использованием занимательного математического материала в качестве средства развития познавательной активности детей. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные образовательные ситуации для развития познавательной активности старших дошкольников являются эффективными.
Таблица 3 - Развитие познавательной активности по итогам эксперимента
Критерии и показатели |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||||
познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
30% |
65% |
5% |
29% |
66% |
5% |
ЭК |
25% |
65% |
10% |
5% |
35% |
60% |
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
49% |
31% |
20% |
39% |
41% |
20% |
ЭК |
44% |
33% |
23% |
7% |
57% |
36% |
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
65% |
33% |
2% |
22% |
68% |
10% |
ЭК |
69% |
31% |
- |
15% |
45% |
40% |
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
КГ |
32% |
58% |
10% |
40% |
50% |
10% |
ЭК |
25% |
53% |
22% |
6% |
24% |
70% |
Прочие статьи:
Социальное партнерство ДОУ и других общественных институтов социума
· в сфере образования развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности; поддержание и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения ...
Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения
Рабочие тетради давно известны учителям и учащимся. Эти пособия периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени учени ...
Анализ полученных результатов исследования
Анализируя тест САТ по графику мы видим, что самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение. Значения по шкалам теста САТ Шкала ценностных ориентаций отражает свойство человека, показывающее в какой степени человек разделяет ценности, х ...