В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий). Можно предложить детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Следует попросить принести их в лабораторию и объяснить, почему собраны именно эти предметы.
Важное значение имеют живые объекты для наблюдений. «Дом для червей» − аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья − пища дождевых червей. В аквариум запускается несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят «на волю».
«Прозрачный горшок» − стеклянная емкость (банка или небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
Занятия в лаборатории имеют свои особенности. Приходя в лабораторию, дети как бы превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты (можно попросить родителей сшить такие халаты, например, из старых мужских рубашек) и получают опознавательные карточки, которые прикрепляются на груди. На такой карточке, сделанной из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый − Степанов Михаил». Можно разработать соответствующие обозначения для разных типов исследований: капелька воды − «Исследователи воды», воздушный шарик − «Исследователи воздуха». Занятие организовывается так, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако преобладать должна индивидуальная работа. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
Дети старшего возраста могут пригласить к себе в лабораторию малышей, показать им самые простые опыты, оборудование, познакомить с результатами своих наблюдений. Такие совместные занятия дают большой воспитательный эффект.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда по экологическому образованию создает условия для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.
Теоретическое исследование эксперимента как метода экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать следующие заключения:
1) Эксперимент (от лат. experimentum − проба, опыт) − метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
2) Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
3) Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является наличие развивающей среды.
Прочие статьи:
Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса
успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная рабо ...
Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей
декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на э ...
Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной
активности
В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализато ...