В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблемами логического мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом занимались многие исследователи.
Проблема состоит в том, что учащимся с нарушенным слухом уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка развития логического мышления у детей с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышление младшего школьника с нарушенным слухом.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом.
Гипотеза: Развитие логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом будет эффективным если:
- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;
- выявлены особенности логического мышления у младшего школьника с нарушенным слухом;
- структура и содержание игр младших школьников с нарушенным слухом будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления;
- определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников с нарушенным слухом.
3. Разработать диагностическую программу исследования.
4. Разработать развивающую программу.
Прочие статьи:
Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...
Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...
Особенности принятия роли в игре
Прежде чем перейти к вопросу о принятии роли в игре рассмотрим основные понятия ролевой игры. Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ро ...